Может быть, и хорошо, что фарерская группа Clickhaze распалась. Если бы хоть один из её участников настолько увлёкся этим, хоть и крайне симпатичным, но при всём уважении вторичным проектом, могло произойти непоправимое. Петур Поулсон (Petur Pólson) не записал бы свою пластинку «Koma», Айвёр Полсдоттир (Eivør Pálsdóttir), возможно, потеряла фарерскую идентичность, став просто хорошей певицей, а не уникальнейшим явлением. Мог бы и Йенс Л. Томсен (Jens L. Thomsen) не уйти с головой в Orka. Справедливы эти высказывания и по отношению к ещё одному участнику звёздной группы, так недолго горевшей на небосклоне музыки Фарерских островов (всего-то одно EP записали), – Хёгни Лисбергу (Høgni Lisberg).

Хёгни, конечно, и сейчас продолжает играть в некоторых проектах роль музыканта без амбиций фронтмена. Например, барабанит у той же Айвёр, да и другим не прочь с ритмом подсобить. Однако это не мешает ему записывать чудеснейшие сольники (на все руки мастер). В его послужном списке уже пять лонгплеев с песнями на английском языке и один EP на фарерском.

Most Beautiful Things

Послушать. Часть 1. Часть 2.

Как утверждает Википедия, в 2004 году Хёгни переехал жить в Копенгаген (так бывает со многими фарерцами, но в итоге проходит). Сделал он это, предварительно записав в 2003 году свою первую сольную пластинку «Most Beautiful Things». Любопытно, что большинство песен на диске (их 11) Лисберг сочинил, сыграл и спродюссировал полностью сам. Разве, что Томсен на басу подыграл, да и выступил в роли со-продюсера пластинки. Эпизодично в записи приняли участие ещё пару человек. Ничего особенного они не сделали: кто-то на бэке подпел (Bjartur F. Johannesen), кто-то органом атмосферы добавил (Gunnar Guttesen). А в одной песне вообще Аллан Таусен (Allan Tausen) на гитаре набрынчал. Тот самый, что наполовину эскимос и недавно в приезжал в Россию.

Альбом, несмотря на тоталитарность его хозяина, получился музыкально насыщенным и понравился, как вы уже поняли, не одному мне. Например, на Фарерах он занял по продажам второе место, а Хёгни стал знаменит не только у себя на родине, но и в Швейцарии, где после тура его очень полюбили. Не удивительно. Пронзительная лирика, нанизанная на приятнейшие мелодии и спетая шикарным голосом, вряд ли может оставить равнодушным любого уважающего себя швейцарца. Выделять какие-то песни мне особенно не хочется, но всё же первые три особенно хороши – «Caught», «When You Get Home» и «Now». Остальные восемь, справедливости ради, тоже ничего.

Morning Dew

Послушать. Часть 1Часть 2.

В 2005 году Хёгни продолжил покорять сердца людей своей музыкой, выпустив пластинку «Morning Dew», которую можно полюбить с первых минут прослушивания – заглавный трек, открывающий альбом, практически волшебен. На новом альбоме Хёгни перестал быть единоличникам и поделился партиями с другими музыкантами. Да, он также поёт, играет на акустической гитаре и барабанах, но Аллан Таусен появляется со своей электрогитарой уже не только в одной песне, Йенс снова на басу и на 12 песнях, записанных на пластинке, можно с завидной периодичностью услышать ещё четырёх музыкантов: Hans Poulsen, Óli Poulsen, Tom Vanstiphout и Jana Hjalgrímsdóttir, чудесно спевшую в нескольких композициях. Альбом в какой-то степени продолжает предыдущий и ничем принципиальным не отличается – приятные лирические баллады обрушиваются на уши слушателей во всём своём великолепии. Разве, что в «Morning Dew» Хёгни уже начал нащупывать новые грани своего таланта, которые засияли в полную мощь через три года на его новой пластинке.

Hare! Hare!

Послушать. Часть 1Часть 2.

На «Hare! Hare!» (2008) Хёгни предстаёт в новом амплуа. Уже по первым двум песням («Big Personality» и «The Right Attitude») становится понятно, что романтичному парню с Фарерских островов надоело разбивать сердца девушек своими душещипательными песнями.

Весь альбом – это приблатнённый блюзок вперемешку с соулом и, чёрт его побери, регги, в котором при детальном рассмотрении можно обнаружить множество отсылок к великим и не очень.

Не известно, что именно произошло с Хёгни, но это точно не тот Лисберг (такое впечатление, что на время записи альбома он стал чуточку афроамериканцем), к которому мы уже успели привыкнуть. Впрочем, это совершенно ничего не значит. Альбом «Hare! Hare!» трещит по швам от целого вороха мощнейших песен. Кстати, композиция «Bow Down (To No Man)» стала саундтреком к двум компьютерным играм – симуляторам баскетбола, а «Big Personality» и «Soul Company» звучали в каком-то модном реалити-шоу на MTV.

Con Man

Послушать. Часть 1Часть 2.

Пластинка «Con Man» окончательно дала понять, что прежний Хёгни уже вряд ли вернётся. В какой-то степени альбом 2012 года ещё больше увеличил пропасть. Правда, в отличие от «Hare! Hare!»  слушает это не всегда органично. Это уже даже не блюз, соул и регги в духе предыдущей пластинки (хотя несколько композиций продолжают начатое). В «Con Man» Лисберг намешал всё подряд. Какая-то чистой воды альтернатива «Who's Gonna Save You Now» сменяется качёвым блюзом «The System», после идёт наэлектризованная версия раннего Хёгни «Under Streetlights».

Но радоваться возвращению не стоит – далее на нас обрушивается чистой воды Kid Rock c рэп-читкой, альтернативными запилами и прочими безумствами. Есть на пластинке даже немного шикарнейшего психодела («Rats»). Когда же стихают аккорды последней на альбоме песни «Sea Of Mercy» (она волшебна) с холодными отстранёнными клавишами и пронизывающим до мозга костей вокалом Хёгни, ты медленно начинаешь понимать, что этот альбом не так уж плох, как может показаться сначала. Кстати, завершать все свои пластинки шикарными балладами – это, видимо, традиция Хёгни. В «Con Man» он превзошёл себя – «Sea Of Mercy», на мой взгляд, пожалуй, его лучшая песня.

EP

Послушать.

 

После временами слишком шумного «Con Man» Хёгни позволил нам перевести дух, слушая его EP. На мини-альбоме 2014 года нет ни одной песни на английском языке – все на фарерском. Это исключение из правил, безусловно, радует. Услышать себя на родном языке до этого Лисберг нам не позволял. Пластинка получилась довольно печальной, в некоторые свои моменты напомнив Gestir. Впрочем, дуэт с Айвёр – композиция «Minnið» – разрядила обстановку своей безукоризненной красотой.

Call For A Revolution

Послушать. Часть 1. Часть 2.

«Call For A Revolution» получился весьма неоднородным. Если «Hare! Hare!» создавался как нечто совершенно отличное от того, что Хёгни делал раньше, то последний на сегодняшний день альбом фарерского музыканта – это своего рода попытка создать гибрид, в котором бы нашлось место демонстрации двух талантов Лисберга – сочинять невероятно трогательную лирику и весьма убедительный рок-н-ролл. Несмотря на это, пластинка, всё-таки, получилась отличным окончанием нашей истории. Во многом благодаря «I've Seen God Through You» и «Things You Need To Work Out On Your Own» (всё-таки, как ни крути, лирика у Хёгни получается лучше всего). Happy end в ожидании продолжения.

От альбома к альбому виден не только рост Хёгни, как музыканта, но и его неутолимое желание постоянно меняться. Отрадно, что в каждой из своих ипостасей Лисберг весьма органичен. Причём меняться ему приходится не только с каждым новым релизом, но и в рамках одной песни. Автор песен (музыки и текстов), продюсер записи, вокалист, гитарист, барабанщик Хёгни Лисберг занимает достойное место на музыкальной сцене Фарерских островов. Несмотря на жесточайшую конкуренцию, он смотрится крайней убедительно и может смело встать в один ряд не только с собратьями по Clickhaze. Однако, как мне кажется, лучшее у музыканта всё ещё впереди.